×

Мастерская сказочных промыслов

Разные мастерские бывают: в одних обувь шьют, в других посуду из глины делают да расписывают, а в нашей мастерской сказки мастерят, потому и называется она МАСТЕРСКОЙ СКАЗОЧНЫХ ПРОМЫСЛОВ. ...

Главная

« »

«Иванами да Марьями гордится вся страна…»

Здравствуйте, мы получили информацию о всероссийском конкурсе рисунков

«Наследие земли русской» через рассылку на электронную почту нашего центра. Нас заинтересовала тема конкурса и цели его проведения, так как мы работаем с детьми и тоже считаем важными задачи воспитания, на которые ориентирован данный конкурс.

Нам очень отозвалась основная цель конкурса – «привлечение внимания общественности к социальным явлениям и проблемам окружающего мира в процессе обучения и воспитания детей и молодежи».

Тему конкурса – «восприятие автором значимости и важности сохранения и развития историко-культурного наследия своей Родины (страны, края, области, города)» — мы постарались выразить в серии детских работ «Иванами да Марьями гордится вся страна».

Самому рисованию предшествовало тематическое занятие, в которое вошло слушание русской народной сказки про Ивана и Марью, знакомство с русскими народными тряпичными куклами, разговор о Иванах и Марьях – детях родной земли, об «Иванах, родства не помнящих», о родине, о людях, которые заботятся о ней, сохраняют для других поколений культуру и являются достойными сыновьями и дочерьми.

Занятие проходило на осенних каникулах с детьми, которые посещали группу продленного дня. К ним в гости пришли представители русского народного этноса – Иван и Марья, явленные в виде тряпичных народных кукол. Они поведали детям одну из «русалочьих сказок» о брате Иване и сестрице его Марье:

«Десятая неделя после пасхи — купальские дни. Солнце самый пуп земли печет, и зацветает дивная Полынь-трава. В озера, на самое зеленое дно, под коряги подводные, под водоросли глядит огненное солнце. Негде упрятаться русалкам-мавкам, и в тихие вечера, в лунные ночи уходят они из вод озерных и хоронятся в деревьях, и зовут их тогда древяницами.

Это присказка, а сказка вот какая.

Жили-были брат Иван да сестра Марья в избенке на берегу озера. Озеро тихое, а слава о нем дурная: водяной шалит. Встанет над озером месяц, начнут булькать да ухать в камышиных заводях, захлюпают по воде словно вальками, и выкатит из камышей на дубовой коряге водяной, на голове колпак, тиной обмотан. Увидишь, прячься — под воду утянет.

Строго брат Иван наказывал сестре Марье:

— Отлучусь я, так ты после сумерек из хаты — ни ногой, песни не пой над озерной водой, сиди смирно, тихо, как мыши сидят…

— Слушаю, братец! — говорит Марья.

Ушел Иван в лес. Скучно стало Марье одной за станком сидеть; облокотилась она и запела:

Где ты, месяц золотой? —

Ходит месяц над водой,-

В глыбко озеро взглянул,

В темных водах утонул…

Вдруг стукнуло в ставню.

— Кто тут?

— Выдь к нам, выдь к нам,- говорят за ставней тонкие голоса.

Выбежала Марья и ахнула. От озера до хаты — хороводы русалочьи. Русалки-мавки взялись за руки, кружатся, смеются, играют. Всплеснула Марья ладошами. Куда тут! — обступили ее мавки, венок надели…

— К нам, к нам в хоровод, ты краше всех, будь наша царица.- Взяли Марью за руки и закружились.

Вдруг из камыша вылезла синяя раздутая голова в колпаке.

— Здравствуй, Марья,- захрипел водяной,- давно я тебя поджидал…- И потянулся к ней лапами…

Поздним утром пришел Иван. Туда, сюда,- нет сестрицы. И видит — на берегу башмаки ее лежат и поясок.

Сел Иван и заплакал.

А дни идут, солнце ближе к земле надвигается. Настала купальская неделя.

«Уйду,- думает Иван,- к чужим людям век доживать, вот только лапти новые справлю».

Нашел за озером липку, ободрал, сплел лапти и пошел к чужим людям.

Шел, шел, видит — стоит голая липка, с которой он лыки драл.

«Ишь ты, назад завернул»,- подумал Иван и пошел в другую сторону.

Кружил по лесу и опять видит голую липку.

— Наважденье,- испугался Иван, побежал рысью. А лапти сами на старое место загибают…

Рассердился Иван, замахнулся топором и хочет липку рубить. И говорит она человеческим голосом:

— Не руби меня, милый братец…

У Ивана и топор вывалился.

— Сестрица, ты ли?

— Я, братец; царь водяной меня в жены взял, теперь я древяница, а с весны опять русалкой буду… Когда ты с меня лыки драл, наговаривала я, чтобы не уходил отсюда далеко.

— А нельзя тебе от водяного уйти?

— Можно, найти нужно Полынь-траву на зыбком месте и мне в лицо бросить.

И только сказала, подхватили сами лапти, понесли Ивана по лесу.

Ветер в ушах свистит, летят лапти над землей, поднимаются, и вверх в черную тучу мчится Иван.

«Не упасть бы»,- подумал и зацепился за серую тучу — зыбкое место.

Пошел по туче — ни куста кругом, ни травинки. Вдруг зашевелился под ногами и выскочил из тучевой ямы мужичок с локоток, красная шапочка.

— Зачем сюда пришел? — заревел мужичок, как бык, откуда голос взялся.

— Я за Полынь-травою,- поклонился Иван.

— Дам тебе Полынь-траву, только побори меня цыганской ухваткой.

Легли они на спины, по одной ноге подняли, зацепились, потянули. Силен мужичок с локоток, а Ивану лапти помогают. Стал Иван перетягивать.

— Счастье твое,- рычит мужичок,- быть бы тебе на седьмом небе, много я закинул туда вашего брата. Получай Полынь-траву.- И бросил ему пучок.

Схватил траву, побежал вниз Иван, а мужичок с локоток как заревет, как загрохочет и язык красный из тучи то метнет, то втянет. Добежал до липки Иван и видит — сидит на земле страшный дед, водит усами…

— Пусти,- кричит Иван,- знаю, кто ты, не хочешь ли этого? — И ткнул водяному в лицо Полынь-травою.

Вспучился водяной, лопнул и побежал ручьем быстрым в озеро. А Иван в липку бросил Полынь-траву, вышла из липки сестрица Марья, обняла брата, заплакала, засмеялась.

Избушку у озера бросили они и ушли за темный лес — на чистом поле жить, не разлучаться.

И живут неразлучно до сих пор, и кличут их всегда вместе — Иван да Марья, Иван да Марья».

После прочтения сказки мы поговорили с детьми о самой сказке, о героях ее, о родной земле и о чужой, о том, что память о родине сохранить помогает. Про землю, на которой в разные времена жили Иваны и Марьи, как они жили, кого любили, как землю родную от врагов защищали, про силу родовую, которая помогает. Земля силы дает, а люди ей любовь возвращают садами да хлебами, стихами да песнями, заботятся о ней да от врагов берегут.

Иван с Марьей друзей своих привели — неразлучников (кукол двух народов, на одной земле живущих, неразлучных в беде и в радости; кукол, символизирующих братские, дружеские связи людей одного края, одной родины). Куклы, как и все, чем проявлено народное творчество — помощники человека, на земле российской живущего, историю и культуру земли этой хранящего.

Послушали песню в исполнении Валерия Ободзинского «Гляжу в озера синие…», в которой поется и о Иванах и Марьях, защищавших родину ценой жизни.

Гляжу в озера синие,

В полях ромашки рву…

Зову тебя Россиею,

Единственной зову.

 

Спроси-переспроси меня —

Милее нет земли.

Меня здесь русским именем

Когда-то нарекли.

 

Гляжу в озера синие,

В полях ромашки рву…

Зову тебя Россиею,

Единственной зову.

 

Не знаю счастья большего,

Чем жить одной судьбой,

Грустить с тобой, земля моя,

И праздновать с тобой!

 

Красу твою не старили

Ни годы, ни беда.

Иванами да Марьями

Гордилась ты всегда.

 

Не все вернулись соколы —

Кто жив, а кто убит…

Но слава их высокая

Тебе принадлежит.

 

Красу твою не старили

Ни годы, ни беда.

Иванами да Марьями

Гордилась ты всегда.

 

Не знаю счастья большего,

Чем жить одной судьбой,

Грустить с тобой, земля моя,

И праздновать с тобой!

(Автор слов: И. Шаферан)

 

Поговорили с детьми и о лаптях – символе легкой дороги, к родному краю всегда возвращающих, на чужбине о доме родном, о месте, где родились, напоминающих.

Отдельной темой был рассуждение о «иванах, родства непомнящих», о людях, покинувших родину, о земле родной забывающих, память о ней предающих.

Главной задачей нашего разговора было актуализировать осознание детьми своей принадлежности к родине, к России, к земле, на которой они живут и растут. Наследие земли сохраняется теми ее представителями, которые осознают свою к ней принадлежность, историю ее знающих, тех, кто раньше на ней жил и ее хранил для потомков, помнящих – Иванами и Марьями.

Очень глубокий и осмысленный разговор у нас детьми и гостями сложился. Результатом его и стали рисунки, которые дети потом в подарок, и в память, от чистого сердца и чуткой души нарисовали. А мы в свою очередь к вам на конкурс отправляем.