×

Мастерская сказочных промыслов

Разные мастерские бывают: в одних обувь шьют, в других посуду из глины делают да расписывают, а в нашей мастерской сказки мастерят, потому и называется она МАСТЕРСКОЙ СКАЗОЧНЫХ ПРОМЫСЛОВ. ...

Главная

« »

Народные игры и колыбельные, в воспитании ребенка

Психологи говорят, что язык общения с ребенком – это язык любви. Каким же образом язык любви может проявляться в раннем возрасте? Конечно же, в игре. Игра основной вид деятельности дошкольника. И в этой игре взрослый для ребенка является «проводником, источником для подражания и соавтором в творческом процессе». Совместное действие формирует в ребенке чувство уверенности и компетентности – он видит одобрение со стороны взрослого своих действий. и т.о. Т.е. игра это способ взаимодействия с ребенком, с помощью которого мы закладываем основы его развития.

Как и во что играть с детьми?

В младенческом и раннем возрасте очень важно использовать  игры, которые всегда были в народной педагогике.

Пестушки и потешки — это  игры, которые сопровождаются непосредственным взаимодействием взрослого и ребенка. Поглаживание, постукивание, ритмическое проговаривание  — все это создает возможность ощущения ребенком своего тела в игре со взрослым. Даже старшие дошколята любят, когда им делают игровой массаж, а для маленьких ребятишек такие игры просто  необходимы.

 Особо следует сказать о колыбельной песне.

В своей книге по использованию фольклорных произведений в работе с детьми Науменко Г.М. отмечает, что «Колыбельные песни – это удивительный дар прошлого, который передавался из поколения в поколение. Они несут в себе свет, добро, а в народной педагогике рассматриваются, как обереги. Интересно отметить, что материнские песни есть у всех народов мира. Значит, возникновение их не является случайным, а выступает как социальная закономерность и даже необходимость». Настраивая свое дыхание на ритм мелодии, мать опосредованно (покачиванием или легким похлопыванием) передает ребенку соответствующий ритм, успокаиая его.

Ласковые интонации создают положительный эмоциональный фон. Текст колыбельной как бы создает программу, которая стремится повернуть к ребенку, только светлую сторону жизни. В последнее время многие психологи рекомендуют использовать народный фольклор в развитии и воспитании детей. И я полностью согласна с мнением Л.Д.Назаровой, которая пишет в своей книге по фольклорной психотерапии: «Народный фольклор многофункционален, и своими корнями он уходит в коллективное бессознательное данного народа, данной нации, и потому направлен к душе ребенка».          Фольклорное действо, по-другому можно назвать   интегративной психотерапией, которую осуществляет как правило самый близкий и родной для ребенка человек, и потому максимально эффективно.

 

ВОЗДЕЙСТВИЕ КОЛЫБЕЛЬНЫХ ПЕСЕН НА ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ

В последние годы во многих зарубежных странах аудиозаписи национальных колыбельных песен как музыкотерапевтическое средство с успехом используются при лечении самых разнообразных психосоматических недугов не только у детей, но и у взрослых. Ученые отмечают, что при этом у слушателей зрелого возраста положительный лечебный эффект наступает весьма быстро. /Колыбельные песни воссоздают мир детства в памяти взрослых людей, способствуя “утилизации” стрессовых ситуаций. К тому же эти песни на подсознательном уровне подбираются к “корням” столь распространенных психических нарушений, как синдром дефицита внимания (СДВ) и алекситимия (см. выше), и борются с ними. Т.е. “недополучение” в детском возрасте родительской (особенно материнской) любви, обусловившее развитие этих недугов, в какой-то мере как раз и компенсируется при восприятии колыбельных песен взрослыми слушателями./

Колыбельные песни для всех без исключения возрастных категорий слушателей несут в себе чувство защищенности, уверенности в себе и в близких, чувство спокойствия и согласия человека с собой и со всем окружающим миром.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Многие зарубежные ученые считают, что за первые 6 лет своей жизни человек принимает в себя развивающей информации больше, чем за последующие 60 лет.

* * *
Немецкие медики, изучавшие колыбельные песни со своих позиций, утверждают, что если перед хирургической операцией пациенту дать прослушать колыбельную песню, то необходимая доза анестезии снизится в 2 раза.

* * *
Специалисты Российской академии медицинских наук установили, что у кормящих мам, которые поют своим детям колыбельные песни, улучшается лактация (выделение материнского молока), а в дальнейшем устанавливаются более близкие в духовном плане отношения со своими детьми. /К примеру, если мама будет регулярно напевать эти песни недоношенному ребенку, то он гораздо быстрее наберется жизненных сил и “выровняется” в развитии./ У самих матерей, начавших петь колыбельные своим детям еще до их рождения (в период внутриутробного развития), снимаются проявления токсикоза, существенно облегчается и течение беременности, и сами роды.

* * *
Недавно ученые из Гетингемского университета (Германия) провели эксперимент: испытали на группе добровольцев эффективность снотворных медикаментов в сравнении с аудиозаписями колыбельных песен. К удивлению ученых мелодии оказались намного действеннее лекарственных препаратов.

* * *
Аудиоматериалы, представленные в уникальном проекте упоминавшейся выше И. Карабулатовой (СD-диск с аудиозаписями народных колыбельных песен) вкупе с авторским научным обоснованием образовательно-культурологического и музыкотерапевтического аспектов “внедрения” данного проекта в детские лечебные учреждения России ужé широко используются в психотерапевтической практике в детской поликлинике 2-ой городской клинической больницы г. Тюмени. Прослушивание представленных на CD-диске аудиозаписей народных колыбельных песен позволило значительно снизить употребление медикаментозных препаратов детьми. /В проекте были интегрированы результаты и лингвистики, и фольклористики, и психологии (музыкальной и возрастной), и психотерапии, и других смежных наук./